Аватар Multik

Автор:

1777

Серпиевский пещерный град. Неудавшаяся поездка.

19 июля 2014, 23:27 | Ближние вылазки, По стране, Серпиевский пещерный град Автор: Multik

Поездка к Симу и его пещерам планировалась задолго до. Накануне назначенной даты созвонились с участниками, договорились о встрече в субботнее утро в районе Игнатьевской пещеры. Изначально в планах у нас было поехать на корыте, но посмотрев на погоду и вспомнив все прелести 13 градусов с холодным пронизывающим ветром, решили все же пересесть на жигули (что впоследствии оказалось верным решением).

Машинка загружена вещами, и полдевятого вечера мы выехали из Уфы в сторону города Сим. Нас ждало сто сорок километров по М5. Думали, проскочим за часа два-три...  ооо как мы ошиблись! Мы поняли это, когда воткнулись в хвост пробки, начинающейся на перекрестке "Аша налево 11 км". Нам бы сразу сообразить и повернуть к Аше и потаенными тропами через Миньяр выехать к Симу. Но мы-то думали что пробка из-за ДТП образована. Ооо, и тут мы тоже ошиблись! Сорок километров мы плелись до Симского моста более трех часов. Как оказалось, на мосту проводятся ремонтные работы, и стоит светофор, который и создал эту многокилометровую пробку.

И только когда совсем стемнело, и время приблизилось к двум час ночи, мы выехали из медленного потока машин и повернули к Серпиевке.  Оказывается, ездить на жигуляке в темноте по таким местам не самое лучшее занятие... По лесной дороге, смотря на навигатор и вспоминая, где же там поворот на стоянку, мы забрались на лесовозную дорогу и уткнулись в поляну лесозаготовок. А говорят, что эти места заказник - странно.

Дорога мягко говоря не из лучших, где-то пни торчат, где-то камни. В итоге зацепили мы порогом за что-то торчащее, эх бедная наша машинка. Какими-то кругами, мелькая средь деревьев фарами, мы добрались до места ночевки - того самого, где останавливались, причем так же в темноте, в году так 2008.

Раскладываемся, разводим костер. Дочурка, спящая в машине, вскоре проснулась со словами "есть хочу!"  Поужинав, все заползаем в палатку. Как же сильно похолодало! Спали в теплых кофтах и шапки натянули на уши. Вот такое оно, глобальное потепление!

Утром нас разбудил звук дождя.

Блин, а так все хорошо начиналось: ночью такая крупная луна светила и ни одного облачка на небе. Вспомнили, что мы на недоприводе и быстрыми темпами начали складываться и выезжать, пока тут нас не залило и не пришлось бежать за трактором. Мельком смотрим на телефон - связи нет. Вот попадалово! Как с другими связываться? Ну ладно, это потом. Нужно быстро отсюда "линять". Выехав на гравийку, оставляем машину. Связи так же нет.  И хооолодно!

Переодеваемся в сапоги, натягиваем плащи, фонарики в рюкзак и в путь - спускаемся к Симу.

По дороге под дождем

По дороге в мокрой траве собираем и лопаем ягодки - они в этих краях еще более ароматные.  Также попадались грибочки: маслята, сыроежки да подгруздки. Холодный, мокрый дождь то накрапывает, то прекращается.

Спустились на поляну, а там, а там стоит вот это чудо.

Легковушка у Игнатьевской

Интересно, как он после таких дождей будет подниматься по каменистой дороге. Оно ж переднеприводное, а угол-то подъема градусов так под 30. Там и в сухую погоду народ на такой дороге буксовал, подтверждением чему множество следов заносов и вырытые колесьями ямки.

У входа в Игнатьевскую встретили хозяина машинки. Разговорились с ним, но парень особо не беспокоился о выезде: " Если не выеду, то похоже придется здесь пожить подольше :)"  Оставили мы его с этими радостными мыслями, а сами поднялись в пещеру. Варька сразу же запросила свой фонарик и потопала за папой в глубь темного царства.

Вход  в пещере Игнатьевской

В отличие от погоды снаружи, в пещере было сухо и тепло. Пока ходили по залу, отогрелись :).

схема пещеры Игнетьевской

Варька самостоятельно прошлась по пещере, заглядывая во всевозможные отверстия. Дошли до грота Столб. Достаточно большой зал высотой до восьми метров. Откуда можно попасть в келью старца, но там узкий лаз и лезть с дочуркой мы не стали. Пещерных красот в Игнатьевской почти нет. На стенах присутствуют кальцитовые образования в виде натечной коры.

спелеотуристки  Каменный коридор

Погуляв по пещере, направились к выходу. Когда мы выходили из пещеры, стояла группа туристов у входа. Вообще достаточно много народу посещают Игнатьевку. Даже в такую холодную и дождливую погоду в пещере был прям наплыв посетителей:  на выходе одна большая группа входила, а пока мы гуляли по суходолу Сима и, вернувшись, встретили уже другую группу с мелкими детьми, которая выходила из пещеры.

капли Тени у входа

Только спустились по лестнице, как начался дождь. Кстати, лестницу ко входу пещеры отличную сделали. Мы-то сначала думали как Варюшку поднимать будем по той шаткой деревянной лесенке, а тут такой приятный сюрприз. Детка сама залезла, сама слезла.

Дальше под дождем мы пошли в сторону Симского суходола.

табличка

Речка, протекающая у Игнатьевской - это вовсе не Сим, а ручей под названием Гамаза. По руслу Гамазы Сим течет по весне. А летом река исчезает в недрах скальника и, протекая под землей, появляется в нескольких метрах ниже Игнатьевской пещеры, вытекая из Эссюмской пещеры.

Линией помечен суходол реки Сим, где красный маркер - место где Сим уходит в недра земли, синий маркер - Сим вытекает из Эсюмской пещеры. Желтый маркер - пещера Игнатьевская.

Пересекая ручей Гамаза, мы добрались до сухого русла Сима. Река буйствовала здесь по весне. А сейчас русло выглядит как каменная дорога, по которой мы и шагали.

Суходол реки Сим Идем по сухому руслу Сима

Камни мокрые, скользкие, покрыты илом. Видимо недавно сошла с них вода,  а вот этому и доказательство - живая пиявка. Живут они без воды совсем немного - около суток.

пиявка

Еще немного пройдя по суходолу, мы дошли до кромки воды. Вода неспешно просачивалась в камни, ни одной воронки не видно, просто ровная граница - здесь есть река, а вот ее уже нет. Зато сквозь толщу скалы был слышен явно слышен шум водопада, да такой сильный, там явно река куда-то глубоко падала. Попытались сфотографировать подземную реку, просунув фотоаппарат в щель.

Начало Симкого суходола Там, в пещерной глубине шумит река

По суходолу  и на правом берегу,  и на левом встречались поноры, куда вода уходит под землю. Сим потрудился, да так, что целиком ушел под землю. Представляете, какой там должен быть лабиринт! на протяжении километра Сим петляет под землей. Можно даже искупаться в подземной реке. Особенно приятно это в жаркий летний день спуститься в прохладные недра пещеры и окунуться в теплую воду. Есть туда доступ - это пещера Эссюмская.

Купание в пещере Эссюмская (автор sema72)

На пещеру наводки были у нас эээ... расплывчатые. Мы ж рассчитывали на проводников, знающих эти места от и до, но ребята не приехали. Знали мы только, что пещера находится на противоположном берегу в метрах ста ниже по течению от Игнатьевской. Нашли тропу в высокой траве.  А вокруг мокро, холодно, и мы пробираемся среди мокрой листвы. Дочку посадили папе на плечи, чтоб она вся не промокла.

Начали выбиваться из-под камней струйки воды, а вот показался и большой родник. Нет, не родник - это Сим вытекает из горы и бежит среди камней, значит правильно идем - пещера близко.

Сим вытекает из пещеры Эсюмская пещера

Тропа поднимается по скользкому склону вверх. Я с детенышей остаюсь у реки, а муж поднимается дальше на разведку. Вскоре появляется. "Да, - говорит, - правильно пришли." Я тоже захотела посмотреть, оставила дочу и мужа. Проскользив по тропе вверх, увидела полянку и табличку, а входа не видно.  Следы ведут дальше. Прошлась по булыжникам - нет входа.  Внимательно присмотревшись, заметила что следы на на булыжниках исчезают у небольшого отверстия между ними.

Вход в Эссюмскую пещеру

И чтоб попасть в пещеру нужно пролезть через этот узкий проход.  Но я настолько вымерзла, что мысль лезть в пещеру с мокрой водой у меня как-то вызывала множество мурашек по телу. Хотелось побыстрее добраться до машинки, переодеться и развести костер. Так что я повернула назад к своим, и мы потопали в обратный путь.

У подножия ромашки мы стоим задрав... тормашки?

Дождь в этот день то капал, то переставал, то снова капал. С нами по дороге поднималась очередная группа туристов, только что посетившая Игнатьевскую пещеру. Мы решили остановиться на полянке - попастись и поесть ягодок. Громкоголосная группа скрылась за деревьями. И мы в тишине потопали дальше. Вот и знакомая развилка. Значит машинка где-то близко. По пути набрали более-менее сухих веток для костра.

Вот и машинка - завели, включили печку, переоделись. Начали оттаивать - как же хорошо что есть печка!!! Муж пошел заниматься костром, а я подготовкой еды к ужину (или завтраку, или обеду). С утра мы кроме ягод да сока, как-то ничего и не поели. Бррр, снова дождь начал накрапывать. Даже березовые дрова в такую погоду не желали разгораться. Но мы их победили и приготовили на костре горячую, вкусную еду и ароматный кофе. Наевшись, согревшись, прыгнули в машину и помчались в сторону дома. Только выскочили на асфальт у села Аратское, как начался ливень. А дальше нас ждала еще пробка по М5, но уже в  другую сторону. Но теперь мы знали из-за чего эта пробка, так что то по обочине (хорошо что она в Челябинской области широкая), то по встречке, то по обочине встречки, но благополучно доехали до злосчастного светофора на мосту. После моста уже движение пошло, и мы в десять вечера были в Уфе.

Уже дома в тепле и уюте, просматривали фоты нашего мокрого путешествия. Загрузив трек нашей поездки в Ози Эксплорер, более детально просмотрели наш пеший маршрут по Симскому суходолу. Захотелось нам узнать, какова высота подземного водопада. Измерили перепад высот - там где Сим уходит под скалу высота 301 метр, а там где вытекает из пещеры Эссюмской - 286 метров. Получается, что подземный водопад высотой аж 15 метров.

Итог поездки:

План поездки не был выполнен, так что решили повторно посетить эти места, но в более теплую и солнечную погоду следующего года. Жди нас, Серпиевский пещерный град!