Аватар clopman16

Автор:


409

Мой личный опыт использования навигационных устройств в походах

4 июля 2016, 20:12 | Карты и навигация, Навигаторы GPS Автор: clopman16

Друзья, мир вашим домам!

В этой статье я хочу обобщить весь свой личный опыт использования навигационных электронных устройств в походах. Как зачастую у меня это бывает шел я своим собственным сложным и самым длинным -путем, но какой уж есть :) Ни в коей мере не претендую на звание эксперта/знающего в этой отрасли человеческой мысли. Постараюсь придерживаться хронологического порядка изложения -чтобы было видно эволюцию мышления)

Предисловие

Впервые с нормальными картами нашей местности я столкнулся еще в 1990 году -будучи крайне молодым человеком)) Папа принес черт знает откуда комплект Генштабовок Башкирии (2 км) и вручив ножницы поручил срезать с них грифы "для служебного пользования". Меня тогда поразила степень детализации этих карт - там было обозначено вообще ВСЁ. На всю Башкирию комплект карт занимал увесистный полиэтиленовый пакет и искать на нем что-либо было делом очень непростым. В тот же день папа  с друзьями склонились над ними и до ночи -что-то обсуждали: они планировали сплав на Зилим от Бакеево до Имендяшево. Через два дня несколько листов из этой стопки закатанные в полиэтилен  поехали с нами на маршрут. Компас карты и визуальное ориентирование все что было тогда им доступно -как инструменты для навигации. В сплавы меня тогда водили продолжительностью от 3 до 10 дней дней.

 

Много лет спустя.. 

 

Я первые несколько лет катаясь по Башкортостану - ориентировался по памяти и по "пальцам" - благо все было относительно несложно. 

Первый мой навигатор был какой-то древний Garmin eTrex. Мне его дал на время мой хороший товарищ.

 

он мог водить только по заранее введенным в него маршрутам, или использоваться в качестве дорого компаса) Карт в нем не было, что не мешало ему жрать элементы питания как не в себя. Комплекта хватило на световой день навигации (c 10 по 22), после чего он сам погас. Мне это показалось неудобным, ведь я привык к маршрутам нормальной длительности (читать предисловие). Впрочем со своей единственной задачей -вести меня по треку он справился. На том маршруте мне встретился Night_Ghost подсказавший светлую мысль - "а почему ты не рассматриваешь телефон с Android в качестве платформы на которую можно поставить все что пожелаешь?". Мысль попала в нужное место и начала развиваться, однако к тому моменту уже был заказан и шел в пути Garmin Oregon 450.

 

Он пришел и через месяц я уехал с ним на Зилим по маршруту сильно напоминающий тот, о котором упомянул в предисловии. Маршрут был четырехдневный, и в него я взял пятидневный комплект заряженных аккумуляторов (один в устройстве, четыре в коробочке). Несмотря на то, что аккумуляторы были полностью заряжены (и были очень хорошими) - то что у меня их не хватит до конца маршрута, я почувствовал еще в конце первого дня. Бог знает, почему так: может виной холодная и мокрая погода, может из-за того, что мне часто приходилось выключать устройство (а не гасить). Предполагаю, что энергии на уточнение положения после холодного выключения у него уходило куда больше чем на уточнение по ходу движения. Помимо проблем с потреблением, сразу почувствовал что карта "Дороги России. ТОПО" для сплава не годиться совсем: толщина линий обозначающих реку равнялась толщине линий обозначающих линию гор (не знаю как по-умному  зовутся эти линии если гору нарезать воображаемой плоскостью которая будет параллельно земле с каким-то шагом, линии пересечения горы и плоскости). В условиях горной местности линию реки увидеть было невозможно -она блин сливалась с местностью!!

Кроме того, яркость экрана приходилось убавлять (см. про проблемы с энергопотреблением) - что усложняло в солнечный день процесс её рассматривания. Интерфейс был своеобразным, но это полбеды. Мне почему-то не удавалось с первого раза попасть в нужные буквы на виртуальной клавиатуре (когда ищешь название населенного пункта или присваиваешь имя путевой точки). Да даже со второго раза и с третьего - я попадал в кнопку, что рядом! У меня не было таких проблем в клавиатурами в Андроиде! Знающие люди (в т.ч. Night_Ghost ) мне объяснили, что разрешение по определению нажатий у резистивного экрана хуже, кроме того у него нет датчика наклона который учитывается смартфонами при наборе. Эвона как!

Из плюсов могу отметить, что мог водить по дорогам и тропинкам (именно прокладывать маршрут и водить по ним), в картах было достаточно много известных мест (пещеры, водопады), он не зависал.

К концу того маршрута он разрядился полностью и это не прибавило ему очков) Я проходил с ним два года, и все же продал его. Я не смог смирится с этой ужасной картой и с этим энергожором. Конечно вы мне можете возразить, что их легко ломают и заливают те же генштабовки. Но я посчитал этот инжиниринг излишним, когда девайс разработан не для этого.

 

Наконец мне прибыл Snopow M9.

 

 

После увлекательной работы по вылавливанию жрущих процессорное время всяких приложений и сервисов Андроида с целью снижения энергопотребления (эта паранойя началась после пользования предыдущими навигаторами) я установил туда Андрозик (прошлое название в маркете -Androzic). Он мне показался очень простым, легально бесплатным, написан Российским программистом (значит моим коллегой по цеху) -и удобным для меня.

Последняя версия которую можно скачать сейчас - вот, больше этот проект разработчиком не поддерживается о чем он сообщил на официальном сайте.

Те кто начинает пользоваться им впервые, будут заморачиваться на тему карт, конвертирования и т.п. Могу упростить вам задачу вот вам карты Башкирии (Генштаб 2км + 1км) сразу для него.

Андрозик переключается между масштабами сам.

Скопировал на карту памяти, указал путь в Андрозике, перегрузил его и вауля карты показываются.

 

Многие используют Ozi, однако он платный 25$ (ломать мне не нравиться почему-то, не могу с собой ничего поделать) и я много-много раз ставил десктоп версию Ozi на домашний компьютер, и чувствую что он меня НЕ УСТРАИВАЕТ. Ну какой-то он доисторический, непонятный мне и неудобный для меня. Не смог я себя заставить пользоваться его десктоп-версией, и эта нелюбовь перекинулась и на мобильную.

Итак возвращаемся к Андрозику, с ним я проходил еще два года.

Из плюсов:

+ все легко понятно даже ребенку

+ есть треки пройденного пути записывающиеся сами

+ приложение крайне бережно ест батарею (одной зарядки в режиме периодической навигации на воде стало хватать на 3 дня на одной зарядке)

+ карты теперь можно заливать любые, а с появлением SAS Планета делать это виртуозно))

Из минусов:

- в верхней панели у него есть кнопка/индикатор состояния слежения за положением. Если делаешь какие-либо манипуляции с картой (тянешь в стороны или меняешь масштаб), программа логично предполагает что ты изучаешь маршрут и перестает подматывать карту вслед за изменяющимся положением (что обычное дело когда ты в лодке). Чтобы вернуться к прежнему режиму надо кликнуть в "замочек" в верхней панели. Программа вернется в режим слежения, и индикатор сменит вид с "замочка" на "курсор" . Все бы ничего, но в "боевых условиях" я в него часто попадаю дважды - а это в программе означает создать новую путевую точку. Имя она не спрашивает -и как следствие, теперь у меня по всей республике море точек которые неясно что означают. Особенно бесит когда маршрут повторяешь на следующий год, и доходишь до места которое отмечено всматриваешься и думаешь, что блин я имел ввиду когда его отмечал??!

- в нем есть функция маршрут. я создал его в SAS планета, экспортировал в kml-формат и загрузил его в Андрозик. Приехал на Большой Инзер, загрузил его и включил ведение от первой точки. Первая точка совпала со стапелем. До конца маршрута программа показал 1200 км.. При этом линейка замера расстояния между точками работала корректно. Ппц. Все три дня что я шел, прогноз менялся пропорционально ошибке (то есть показывала что в день прохожу по 500 км) - но мне от его показаний было ни жарко ни холодно.

Остальными функциями я не пользовался, просто не требовались.

До последнего в нем стояли генштабовки (ссылку на которые я привел выше), хотя и в SAS Планета есть возможность подключения к онлайн-ресурсу Топокарта (Маршруты.ру), в котором уже есть перерисованные карты (куда более качественные чем сканы бумаги 20-летней давности):

 

однако такие карты есть далеко не на всю республику, поэтому могут встречаться и такие куски:

или такие...

я не исключаю, что это я не разобрался и где-то ступил. Возможно. Но в дисклеймере я сразу оговорился, что тут я полный профан)

Собственно пока поэтому я из SAS Планеты ничего не экспортировал.

 

Тут я почувствовал, что Андрозика мне не хватает. А так как проект заброшен, то лучше уже не будет и продолжил поиски. 

 

И тут я встретил Locus Map. Есть платная (469 рублей) и бесплатная версия. Я не стал заморачиваться и сразу поставил платную. 

Блин -какой у него приятный интерфейс! Треки теперь интегрируются (как раньше хотелось узнать сколько прошел за день пешком или на веслах!), есть маршруты и ведение/подсказки по нему.

Понятно, что с картами? Есть встроенная растровая карта MapQuest (больше годная для ориентировки в городе), есть онлайн и оффлайн карты. Можно скачать и установить прямо из интерфейса программы (мечта лентяев типа меня!). Но я пошел по пути Главное меню->Карты->Добавить->Загрузка оффлайн-карт из Locus Store. В каталоге они вроде платные, но программа сказала что мне предоставлено 3 подарка.

Я скачал карты Башкирии, Пермкого края и Челябинской области. Посмотрел: во-первых они векторные! И хорошо масштабируются. Во-вторых по ним можно искать! В третьих тоже есть частичное нанесение географических имен: Мамбет, Кузьганак например. Хотя по детализации им еще далеко до генштабовок. Заморочился: а как же их (генштабовки) добавить? В документации заявлена поддержка ozfx2/ozfx3 форматов, однако программа отказалась их принимать.

Два дня долбежки этой темы, и вот результат. Это скленная карта из генштабовок Башкирии 1км (я не разобрался как в Global Mapper сделать переход от слоя 2км к слою 1 км, он всегда выводил верхний слой "двушек") в формате sqlitedb. Пользуйтесь на здоровье.

Добавляются они так Главное меню->Карты->Добавить->Сторонние карты. Что тут клево, можно легко переключаться между слоями: кликаем в синюю кнопку в левом нижнем углу->Быстрое переключение.

У меня есть три карты, и я еще их посравниваю.

Боевого применения еще не было, как схожу с ним обязательно сообщу.

 

Кстати для десктопного применения я в эпоху гарминов я привык к удобной для себя штуке Garmin BaseCamp. Она бесплатная. 

Последние несколько дней я бьюсь над тем как её поженить с генштабовками... Как решу -обязательно сообщу.

 

В целях понимания каково положение по энергопотреблению получившейся связки, я зарядил девайс, установил на него BetterBatteryStats, Wakelock Detector, перевел в режим "Полет", включил GPS и поставил на подоконник запустив на нем Locus. Аппарат простоял около 6 часов на подоконнике и собралась следующая статистика:

1) в состояние Deep Sleep аппарат вообще не уходил. При том, что нет факта бесконечных тормошений со стороны Locus. Такое чувство будто он вообще теперь не спит) Locus -один большой WakeLock

2) Львиную долю времени (несмотря на то, что я к аппарату подходил примерно раз в час посмотреть а остальное время он стоял с выключенным экраном) - это 91% CPU работал на частоте 1.21МГц и лишь 6% времени на минимальной. На фига ему полная мощность проца при заблокированном и выключенном экране - хз.

3) По прежнему в Настройки Android-> Приложения -> Работающие вижу вот такие процессы: (BetterBatteryState про них как значимых не упоминал)

  • GoogleLocationService
  • DeviceConnectionService
  • GMSCoreStatsService
  • ContextManagerService
  • PendingIntentCallbackService
  • NetworkLocationService

и BetterBatteryState мне выдал com.google.android.gms.persistent

 

Что это за хрень, можно ли их душить и как это сделать лучше?

Есть ли смысл отказаться от карты памяти (перенести в память телефона базу карты), чтобы еще снизить энергопотребление?

Есть ли возможность заставить приложение Locus отпускать CPU из монопольного доступа (кроме ковыряния её настроек естественно)?

 

Вот такая получилась каша. По мере получения новых знаний -статью буду дополнять.

 

Спасибо за терпение, если вы дочитали до конца, берегите себя.

 

 UPD 04.07.2016. Утро

Покопался в настройках Locus (использование GPS), создал свой профиль записи трека и повторно провел работу по набиранию статистики с включенным режимом записи трека и без. Получилась дикая разница!

Запись трека включена:
Состояние "Deep sleep" -15% времени
Состояние "Awake"  75% времени
Состояние максимальной частоты CPU -около  78% of time
Состояние минимальной частоты CPU - 12% of time


Запись трека выключена:
Состояние "Deep sleep" -86% времени
Состояние "Awake"  14% времени
Состояние максимальной частоты CPU -около  6% of time
Состояние минимальной частоты CPU - 94% of time

 

Предложил разработчикам добавить еще одно условие в профили записи трека: только по времени (сейчас два профиля: 1- отклонение И время, 2 - отклонение ИЛИ время. Если GPS чип умеет выполнять аппаратное прерывание после изменения положение на заданную дельту (то есть будить основной CPU) - то такие условия записи адекватны, иначе (полагаю именно так и происходит) для  уточнения положения программе приходиться постоянно опрашивать GPS (что и приводит к диким затратам ресурсов). А значит нет разницы между И-условием и ИЛИ-условием, один черт на дельту приходиться проверять постоянно.

 

Night_Ghost можешь прокомментировать насчет IRQ-прерываний GPS-чипа?

 

 UPD 04.07.2016 Вечер.

 

Разработчики ответили весьма оперативно, и посоветовали включить функцию автоматического отключения GPS. Что я и сделал. Предположили, что если косяк и имеет место -то это не из-за функции записи трека.

Настройки поставил такие:

Настройки\Запись трека\Профиль "My" (создал сам)

Интервал расстояния = 100метров (этот параметр игнорируется, объясню ниже)

Интервал записи = 60 сек 

Условия записи = Расстояние или Время

Запись только в движении = Да

Запись при выключенном GPS = Нет

(остальные в этой вкладке - дефолтные)

 

Настройки\GPS и местоположение

Включать GPS при старте = предыдущее состояние

Отключение GPS.Когда Locus неактивен (если экран выключен или Locus свернут, а GPS не используется) = Да

Отключение GPS.Запись трека (Не выключать GPS при выключенном экране во время приостановки записи) = Нет

Отключение GPS.Ведение по треку (Не выключать GPS при ведении по маршруту, даже если Locus свернут) = Нет

Убрал все галки из раздела Bluetooth GPS

Автоотключение GPS = Да

Интервал обновления GPS = 60 сек (если не трогать навигатор то каждые 60 секунд он включается получает координаты точки и отключается, процесс сохранения координат track record -идет асинхронно. если разблокировать то видно как активизируется GPS и пока экран не заблокирован он не выключает его)

Минимальная точность = 100 метров

разрешить автоотключение GPS (Разврешить автоотключение даже если Locus активен) = Нет

остальное по-дефолту

 

Включил запись трека, закинул его в машину -поехал по городу..

 

Что характерно теперь получились такие цифры:

MAX Cpu freq.state 19% времени

MIN Cpu freq.state 11% времени

Deep Sleep 69% времени

 

Очень неплохо!!

 

По треку видно, что он писал точку по времени (игнорируя условие по расстоянию) - что дало интересную картину при движении на машине по городу))

Будем теперь бороться за точность трека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Reddit
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Li.ру
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
    • У меня с этим Locus Map не сложилось именно оттого что он спать не умеет. А было это еще на прошлом телефоне, который от долгой работы на полной скорости еще и раскалялся градусов до 70-90...  так что - нафиг-нафиг.

      Я бы порекомендовал таки попытаться понять мобильную версию ОЗИ - для ознакомления можно и ломаную, а если приживется то и купить можно, не так уж и дорого, тем более что лицензия не на конкретную версию а навсегда. Об интерфейс конечно сначала ломаешь моск, но если слово "экраны" воспринимать как "режимы работы" то все встает на свои места. Прога делалась именно как продвинутый навигатор, и после некоторого периода привыкания впечатление от нее "как же я раньше жил без" :)

      • Нее, пойдем как всегда самым длинным путем через крапиву и болото))

         

      • Оффтоп: давно заметил что чтобы авторизоваться в УКостра почему-то дважды приходиться вбивать логин/пароль. Первая попытка просто игнорируется -без каких-либо сообщений..

         

      • За сегодняшний вечер сделал две вещи с Локусом: пробежался по настройкам и перевел GPS в более безопасное с точки зрения потребления энергии состояние и выключил запись. Зарядил. Поставил на подоконник. Картина поменялась кардинально: 96% Deeep Sleep. примерно это же время на частоте 1.21МГц.

        Очевидно, что что-то из этих двух. Десять минут назад включил запись трека - будем посмотреть (правда сделал свой собственный профиль касательно дискретизации записи).

      • Обновил статью (а точнее добавил) по вновь открывшимся обстоятельствам..

         

      • Ситуация с deep-sleep начинает проясняться и выправляться)

         

    • > в котором уже есть перерисованные карты (куда более качественные чем сканы бумаги 20-летней давности):

      Вот только в отличие от генштабовок все эти карты почищены от всего того, что делает генштабовку секркретной - глубины бродов, параметров мостов, инженерных коммуникаций и прочего прочего. У меня они тоже есть, все 167ГБ - но пользоваться ими можно лишь как дополнением, а не альтернативой.

    • >- в нем есть функция маршрут. я создал его в SAS планета, экспортировал в kml-формат и загрузил его в Андрозик. Приехал на Большой Инзер, и загрузил его включил ведение от первой точки. Первая точка совпала со стапелем. До конца маршрута программа показал 1200 км..

       

      Ну... я не буду говорить что проверять наведение надо еще дома, я скажу что этот сайт умеет сам создавать маршруты для ОЗИ, и ежели андрозик умеет их использовать то весь вопрос решен :) Сами сейчас катаемся везде именно по таким наведениям.

      • дома то я проверил.. линия маршрута совпала с картой 100%. и по ходу движения я проходил все точки что были в маршруте нарисованы, он расстояние считал КРИВО ((

        • Получается что не хватает функции "удалить точку"? Я этот Андрозик форкнул на всякий случай, стукнусь головой - может пилить начну :)

          • да при чем тут "удалить точку", он корректно вел от точки к точке (в смысле видел последовательность) только расстояние считал видимо до дома разработчика программы((

             

            • То есь проблема только в вычислении расстояния? Так это исправить дело одного дождливого вечера :)

              • оно как-то странно считало, то 1200км (которое уменьшалось), затем в третий день хода я увидел интересную хрень: если навигатор не держать в руках а положить подальше от себято оставшееся расстояние прыгнуло  до 22км  (и продолжало уменьшаться), взял в руки -опять сотни км. Как будто координаты потерял: но на карте то положение показывалось нормально и двигалось адекватно, скорость показывал верно. Этот эффект продолжался около часа, потом воспроизвести не удалось. "Темные электрические силы..." (с) -как говорил один мой препод в УГАТУ...

      • >не знаю как по-умному  зовутся эти линии если гору нарезать воображаемой плоскостью

        геосинклиналь, я когда иду пешком по навигатору то иду почти точно по ним - дабы лишних подъемов/спусков избежать, крюк в 1км сожрет  куда меньше энергии чем подъем на 50м.

        • спасибо) я помню что ты щеголял фразой которую я услышал на слух как "гео симплинарь" - но не решился её вспомнить)

           

          • Я не "щеголял" а использовал, у меня с детства в активном словарном запасе всякая фигня типО афелия, Креббса, сувальд и латимерии :)

            • прошу пардона, слово "щеголял" было применено не в нужном контексте)

              я понял как втом выражении: "талант -не пропьешь, хотя попытки были)))" (с

              )

    • Могу прокомментировать. ГПС для процессора это внешнее устройство с подключением к последовательному порту, и прерывание идет на каждый принятый байт. Поэтому нам от ГПС надо не прерывание по расстоянию, а выдачу результата при изменени на определенное значение. Это есть в некоторых чипсетах, но гарантированно не используется никакими программами ибо экзотика. Бывает также функция встроенного трека, когда проц можно будить раз в полчаса и обрабатывать все кучей, но опять же не используется. НО!!!

      Все эти рассуждения не имеют ни малейшей связи с реальной проблемой, ибо остальным-то  программам никто не мешает принять байт и ЗАСНУТЬ до следующего! Между точками с ГПС у проца как минимум  секунда, а для частоты 1ГГц (то есть производительности МИЛЛИАРД операций в секунду!) это чудовищно долгое время.

      Поэтому могу предложить разделить функции навигации и записи трека: на этом локусе оставить раз в минуту, а детальный трек писАть с помощью специализированного логгера (я выкладывал когда-то).

       

      UPD.

      >Состояние "Awake"  14% времени

      Это чудовищно много!!! Программа просто хреново написана, в состоянии "экран включен идет навигация" нормальное потребление - 2-3% времени, или 30 миллионов операций на обработку одной точки.

-
Рейтинг@Mail.ru